Автор Тема: Неконтактный ребёнок  (Прочитано 5086 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн echo3d

  • Новичок
  • *
  • Репутация: 0
    • Просмотр профиля
Неконтактный ребёнок
« : 07.04.2016, 15:20:18 »
Здравствуйте!

Меня зовут Дмитрий, у меня меленькая дочь, которой через неделю исполнится 3 года. Беспокоит дочкины взаимоотношения другими людьми и детьми. Надо отметить, что я конечно очень беспокойный человек и папа сам по себе, и начитавшись статей об аутизме ОЧЕНЬ тревожно отношусь к этой теме. Настолько, что даже пришлось самому обратиться к психотерапевту и попить препаратов, чтоб себя с ума не сводить)) Поэтому прошу Вашей консультации - стоит ли беспокоиться и необходимы ли какие-то консультации или исследования дополнительные и как вообще себя вести в такой ситуации.

Объясню свои опасения:

Она у меня крайне избирательно контактирует. Детей не любит вообще почти. Если к ней подходят, вторгаясь в её личное пространство, истерик не устраивает, но выставляет руку вперёд, чтоб не подходили, может несильно стукнуть или ущипнуть даже, если ребёнок слишком близко по её мнению. Предпочитает уйти, если, например, на качельках к ней подсядет ребёнок. Хотя, бывает, может и поцеловать или пройти за руку с мальчиком, которого давно знает (сын у знакомых). В семье - очень ласковый ребёнок - любит обниматься и целоваться с папой, мамой, дедом, дядей. А вот бабушку и тётю воспринимает не очень хорошо - отодвигает или отстраняется, но, опять же, если, например, папа с мамой уехали в магазин - с бабушкой и/или тётей тут же устанавливаются прекрасные отношения и полное взаимопонимание. Есть знакомая девочка, лет 12-ти, которую не видели больше года - побежала с разу к ней, прекрасно общается и играет. С воспитателями и нянечками в детском саду тоже хорошие отношения, правда не всегда слушается, конечно. При всём при этом, рядом с детьми играет без особых проблем, может и подойти - отнять игрушку даже.

Кроме вышеописанных вопросов у дочки наблюдается и темповая задержка развития речи (поставила наш невролог, которая наблюдает нас с рождения). Речь развивается, как-то скачкообразно. К двум годам в лексиконе было всего несколько слов типа "да, дай, мама, папа, киса, собака" и т.п. При этом потребности свои дочка выражала при помощи жестов - протягивала ручки, когда хотела на руки, показывала пальчиком на холодильник, когда хотела кушать и тому подобное. Пассивный словарный запас при этом - по возрастной норме. Примерно, в 2,5 нам невролог прописала 3-недельный курс Когитума, мы пропили, но сразу особенных изменений не заметили. Затем мы пошли на "курс запуска речи", в "Детскую академию речи", там интенсивные ежедневные занятия с нейропсихологом и логопедом-дефектологом в течение месяца. После этого курса больше даже стали заметны улучшения в плане усидчивости, участия в учебном процессе (дочка ходила в ГКП на тот момент, сейчас - неделю как ходит в садик на полный день, и садовский психолог сказала, что просто два разных человека до этих курсов и после), при этом в речи улучшения были не столь значительны. А в 2 года и 9 месяцев произошёл скачёк, дочка резко стала говорить много слов, строить простые фразы. Началось всё с фразы "привет, папа!")) На данный момент дочка имеет активный словарный запас около сотни слов, примерно, строит простые фразы, вроде "мама работает", "папа спит" и т.п. Активно повторяет слова, которые ей говорят. При чём не просто повторяет, но и осознаёт связь слова и его значения. Правда, многое, конечно, говорит не понятно, но старается повторить, пока родители не поймут, что она имеет ввиду. Много пока и речи "на малышковом" языке, особенно "буробит" перед сном. Часто дочка обращает наше внимание на какие-то предметы или объекты, например, при поездке на машине показывает пальчиком и называет "автобус". С произношением, пока, конечно, не очень у нас хорошо, логопеды говорят - неразвитый артикуляционный аппарат.

Что касается поведения дома и на улице - тут проблем нет особых. В людных местах и общественном транспорте ведёт себя совершенно спокойно, а уж всякие торговые центры и магазины - любимое дело. Гуляет с удовольствием, забирается на горки, катается, прыгает, скачет, любит всякие качели, карусели, спортивные снаряды и прочие уличные развлечения. Обожает ходить в магазины - выбирать себе, что-нибудь (в основном, конечно, шоколад или другие сладости). Отлично и с удовольствием гоняет на самокате. Дома, как все современные детишки, обожает смотреть мультики, развивающие передачи для маленьких и самое лучшее развлечение - это, конечно, планшет (стараемся сейчас почти не давать, но иногда, находит или выпрашивает всё же). С игрушками играет по назначению - машинки катает, всякими другими фигурками - "ходит и скачет", "кормит" своих подопечных, катает куклу на десткой каляске и т.п. Любит ещё забраться на спинку дивана и кататься или спрыгивать оттуда. Частенько красуется перед зеркалом - может себя в нём поцеловать даже)) Вообще весьма подвижный ребёнок, но без гиперактивности. На имя откликается сразу (ну, если не слишком чем-то увлечена, конечно), контакт глазами устанавливает и удерживает. Улыбкой на улыбку отвечает всегда. Просьбы выполняет, типа - "выбрось мусор в ведро" или "положи куклу на место". Может, конечно и не захотеть, что-то делать, но понимает просьбу и просто скажет "нет" или "не буду". Одна находится не любит в принципе, хотя и может поиграть с игрушками или конструктором некоторое время, но потом всё равно придёт к родителям, ибо одной скучно. Обожает лазить по шкафам и тумбочкам, искать там что-нибудь интересное для себя, ну и вообще бардак навести - любимое дело у нас)). С большим удовольствием купается, играет в игрушками в воде. Но терпеть не может, когда нужно помыть голову, если вода начинает литься на голову - истерит. Помыть голову - целая проблема.

В еде имеет предпочтения (картошка, макроны, хлеб и прочие углеводные продукты), но при этом кушает много всего прочего (овощи, фрукты, супы, сметану, творожок детский), не очень любит мясо, хотя иногда может скушать. Кушает сама, вилкой и ложкой пользоваться умеет, пусть и немного неуклюже. Мелкая моторика развита довольно хорошо. Общая моторика немного отстаёт (например, немного боится без помощи рук на перилах, спуститься по лестнице), но в пределах. Как нам сказала невролог - слабые у нас мышцы ножек.

На горшок ходит только писать (просится сама, снимает штанишки и усаживается), с вопросом покакать у нас проблема - ходит только в подгузник, причём залезает на кровать и прячется под одеяло. Началось это с тех пор, как однажды, приехав с дачи (перемена воды) у дочки случился сильный запор, было больно и она очень плакала и металась в истерике. Мы с мамой тогда поставили глицериновую свечку и она облегчилась в подгузник. С тех пор только в подгузник какает, на уговоры не поддаётся.

Есть проблемы со сном, точнее, с засыпанием, - необходимо, чтобы в процессе засыпания, кто-то из родителей находился рядом, желательно вообще держать за ручку. Засыпает днём довольно быстро обычно, а вот вечером может и более часа крутиться и болтать на своём языке в кровати.

Каких-то ритуалов или паталогической повторяемости в поведении не замечаю совсем. Есть, какие-то любимые и знакомые темы, навроде - залезть в шкаф и достать известную штуку, но спокойно реагирует, если запрещаешь, правда, бывает, что и выражает протест, если уж очень что-то хочется, но без истерик. На прогулках, не всегда но бывает, что не хочет идти домой с прогулки или по пути, куда идут родители, и капризничает, но если начинаешь уходить и даёшь понять, что мы туда не пойдём - пойдёт следом за родителями в итоге. Вообще, обожает всё исследовать и везде лезть. Часто на прогулке подходит к закрытым дверям в подъезд или магазин, пытается их открыть с целью попасть внутрь и посмотреть, что же там находится.

Эмоционально дочка достаточно восприимчива - может расстроиться и заплакать, если какой-то персонаж в мультике плачет. А если уж мама или папа расстроены или делают вид, что расстроены и плачут - тут будет истерика. Очень считывает настроение. Если на улице подойдёт незнакомый человек - будет стесняться, спрячется за ногу, но будет украдкой поглядывать и улыбаться.

Интеллектуальное развитие, по словам невролога, согласно возрасту. Знает (показывает, и называет) геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат и т.п.), знает (показывает и называет) животных (кошка, собака, корова, волк, заяц и много других), собирает простые паззлы, составляет пирамидку, строит из кубиков или конструктора башни и домоподобные конструкции, считает до десяти.
Из игр больше, конечно, любит подвижные - догонялки, прятки и т.п. С удовольствием рисует (пока конечно какие-то линии или каляку-маляку, но попытается нарисовать и солнышко, например, если попросить) и занимается с пластилином. На картинках показывает и отвечает на вопросы - кто-что делает, например "девочка кушает" или "мальчик играет".

Из врачей нас постоянно, с рождения, наблюдают - педиатр (с которой, кстати, у дочки прекрасные отношения, любит её), невролог (психоневролог) и все другие специалисты, консультации которых положены по возрасту (у нас контракт на мед.обслуживание с рождения и до сих пор). Кроме этого, когда посещали "курс запуска речи" нас тестировали и наблюдали в течении месяца - нейропсихолог и логопед дефектолог. На данный момент диагноз только - темповая задержка развития речи. Нейропсихолог из "Детской академии речи" на мои опасения ответила, что у них в центре есть детишки-аутисты, и что это совершенно не наша история, а дочка контактный, но очень осторожный ребёнок. Психоневролог наша (к.м.н) тоже говорит, что никакого аутизма ни типичного, ни атипичного у нас нет, а все мои опасения - это темы возрастные и/или вытекающие из темперамента и психотипа. Педиатр также говорит, что никаких проблем не видит. В семье все мне говорят - "нормальный ребёнок, успокойся и отстань от неё". Моя двоюродная сестра имеет специализированное педагогическое образование в области работы с детишками, у которых имеются нарушения в развитии, она тоже говорит, что каких-то глобальных проблем у нас нет.

Вот такая у меня дочка. Очень хочется услышать Ваш профессиональный комментарий по поводу её поведения и если можно, получить, какие-то практические советы. Извините, если много текста, но я просто решил, что чем подробнее опишу, тем Вам будет проще сориентироваться и понять всю картину.

Заранее - большое спасибо!

Оффлайн Корнилова Ирина Александровна

  • Модератор
  • Живущий на форуме
  • *****
  • Репутация: 124
    • Просмотр профиля
Re: Неконтактный ребёнок
« Ответ #1 : 07.04.2016, 18:15:32 »
Здравствуйте, Дмитрий!
Действительно, всё вышеописанное совершенно не тянет ни на какой аутизм. В три человеку не особо нужны друзья), это норма. Нужны родители..
А вот осторожность может быть следом Вашей осторожности и внимательности. Не знаю какая у вас мама, но Вам важно расслабиться, успокоиться и поучиться получать массу в удовольствия от такой прекрасной девочки.
Во что играли в детстве Вы? Во что играли радостно, с задором, забыв обо всём на свете? Вспомните! Или научитесь . Это решит проблему. Вам стоит попробовать играть с дочкой в свое любимое. Может это догонялки, может прятки, может еще много чего. А без настроения себя не насилуйте. Это будет вред обоим. Вот и вся терапия, которая в этом случае нужна
С уважением, Ирина Александровна Корнилова
Психологическая помощь детям и взрослым в Санкт-Петербурге
Тел.: 8(911)159-79-91

Оффлайн echo3d

  • Новичок
  • *
  • Репутация: 0
    • Просмотр профиля
Re: Неконтактный ребёнок
« Ответ #2 : 08.04.2016, 09:18:46 »
Спасибо огромное за ответ, уважаемая Ирина Александровна!!!
В таком ключе, хочу Вас ещё спросить - а как можно скорректировать дочкину агрессию по отношению к другим детишкам. Объясню - вот, например, сегодня мы пришли в садик, к дочке подбежала другая девочка, с целью поприветствовать, совершенно без агрессии, а дочка её ущипнула. Меня, безусловно, такие эпизоды крайне расстраивают и настораживают. Тут, я абсолютно согласен с Вами, конечно, что это ещё и мои личные "тараканы" и беспокойность. Но всё же хотелось, чтобы дочка, как-то более коммуникабельно себя вела со сверстниками. Нужно ли тут, что-то предпринимать, либо, как я понял из Вашего предыдущего сообщения - это может быть и возрастное проявление? Вобщем, очень рассчитываю на Ваш профессиональный совет))
Спасибо Вам большущее за внимание к моему вопросу!

Оффлайн Корнилова Ирина Александровна

  • Модератор
  • Живущий на форуме
  • *****
  • Репутация: 124
    • Просмотр профиля
Re: Неконтактный ребёнок
« Ответ #3 : 22.04.2016, 12:53:53 »
Здравствуйте! Её способ допускать к себе людей с её собственной дистанцией по отношению к ним-самое важное. Другая девочка , если заинтересована в ней, научиться, возможно, не подбегать, а спокойно подходить. А Ваша дочь заскучает по людям и станет повнимательнее к ним постепенно. Не формируйте события и посмотрите на ее умения налаживать контакты. Коротко беседуйте, скорее расспрашивая
С уважением, Ирина Александровна Корнилова
Психологическая помощь детям и взрослым в Санкт-Петербурге
Тел.: 8(911)159-79-91

Оффлайн echo3d

  • Новичок
  • *
  • Репутация: 0
    • Просмотр профиля
Re: Неконтактный ребёнок
« Ответ #4 : 22.04.2016, 14:31:26 »
Спасибо большое, Ирина Александровна!